Компьютер - угроза для здоровья или друг и помощник? Чтобы компьютер из угрозы превратился в очень полезный инструмент, весьма облегчающий нашу жизнь, нужно разумно подойти к вопросам организации рабочего места, правильного подбора рода занятий, распределения времени, использования несложных упражнений для снятия утомления и напряжения.
Основные вредные факторы при работе за компьютером:
- Стесненная поза, сидячее положение в течение длительного времени (сидя за компьютером, ребенок или взрослый вынужден принять определенное положение, и практически не изменять его до конца работы...)
- Воздействие электромагнитного излучения (современные мониторы стали безопаснее для здоровья, но еще не полностью. Вокруг монитора существуют электростатические и электромагнитные поля, от монитора исходит незначительное по интенсивности рентгеновское излучение...)
- Утомление глаз, нагрузка на зрение (именно из-за нагрузки на зрение через непродолжительное время у ребенка или другого пользователя возникает головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения...)
- Перегрузка суставов кистей (постоянная перегрузка суставов и кистей может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими...)
- Стресс при потере информации (если компьютер "зависает", в результате действия вирусов, поломки носителей, сбоях программ теряется важная и полезная информация, замедляется работа компьютера, то это может вызвать нервозность, повышение давления, ухудшение сна...)
- Психические расстройства (при проблемах в реальной жизни, общении с другими людьми ребенок ищет то что ему не хватает в книгах, просмотрах TV, компьютере...)
Приведенные ниже материалы помогут правильно организовать работу на компьютере.
Компьютер: вредные для здоровья факторы и как их уменьшить
Правильная поза при работе за компьютером
Комплексы упражнений при работе за компьютером
Влияние компьютера на психику человека
Здоровьесберегающие технологии
на уроках информатики
Обучение и воспитание детей и подростков всегда сопряжены с умственной деятельностью, активизацией многих функциональных систем, обеспечивающих интегративную работу головного мозга. Информатика – серьёзный и сложный предмет. На уроке информатики учащиеся работают не только умственно, но и выполняют механическую работу (практические работы за компьютерами и письменные работы в тетрадях).
При интенсивной или длительной умственной работе у школьников развивается утомление. О наличии утомления школьника свидетельствуют следующие признаки:
- снижение продуктивности труда (увеличивается число ошибок и неправильных ответов),
- ослабление внутреннего торможения (наблюдается двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания),
- ухудшение регуляции физиологических функций (нарушаются сердечный ритм, координация движения).
С целью профилактики утомления учащихся на уроке я использую здоровьесберегающие технологии. Урок строю в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя различные виды работ.
Санитарно-гигиенические условия урока соответствуют нормам СанПина:
- воздушно-тепловой режим,
- освещённость,
- чистота и эстетика кабинета,
- цветовая гамма кабинета.
На уроке я использую не менее 4-7 видов учебной деятельности: устный опрос, диктанты, различные задания (тесты с выбором ответа, с кратким или развёрнутым ответом; на поиск ошибок; на определение соответствия и т.д.), работу с учебником (устную и письменную), самостоятельные и практические работы за компьютерами и т.д. Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности составляет не более 10 минут. Для формирования чувства успешности выполнения работы, осуществляю индивидуальный подход, применяю разноуровневые задания. Чтобы не было перегрузки учащихся, контрольные и проверочные работы провожу строго по календарно-тематическому планированию, даю дифференцированные задания (не перегружая детей и учитывая их возможности).
С целью снятия и профилактики утомления на уроке провожу физкультминутки (для снятия утомления мышц спины, шеи, рук и ног; для предупреждения нарушения осанки; для улучшения мозгового кровообращения), зрительную гимнастику (для предупреждения зрительного утомления и близорукости) и эмоциональную разгрузку (чтобы снизить уровень тревожности и вызвать положительное отношение к предмету).
Исследовательская работа
"Компьютер и здоровье детей"
Для ребёнка компьютер – это целый мир, мир интересный, модный и манящий. Программное обеспечение предоставляет широкий спектр применения компьютера: для учёбы, общения, поиска всевозможной информации, отдыха и развлечений. Но нужно помнить, что компьютер влияет на физическое и психическое здоровье ребёнка. В своей работе я акцентировала внимание на вопросах сбережения здоровья при работе за компьютером.
* При использовании материалов ссылка обязательна.